Главная » Как правильно оформить

Правильно оформить сотрудника совместительству

Как оформить совместительство?

Любой человек стремится наиболее полно реализовать в трудовой деятельности свои знания, опыт и способности, поэтому вопросы по поводу совместительства довольно часто возникают у работников. Беспокоят они также и работодателей. Главная проблема состоит в том, что довольно часто совместительство путают с совмещением. Отсюда допускаются ошибки в трудовых договорах, приказах, финансовых документах, а также имеют место нарушения в оплате труда, в оформлении больничных листов, отпусков и пр.

Итак, обо всем по порядку, что это за понятие и как оформить совместительство?

Что такое совместительство?

Сначала давайте выясним, что такое совместительство, каковы его особенности, а затем разберемся, как правильно оформить совместительство.

Совместительством, согласно трудовому законодательству, называется регулярное выполнение сотрудником оплачиваемой работы, оговоренной условиями трудового договора (ТД), в свободное от основной нагрузки время. Совместительство может быть внешним (у другого работодателя) и внутренним (на основном месте работы). Внутреннее совместительство наиболее схоже с совмещением, но у них имеется ряд существенных различий:

  1. В отличие от совмещения, при внутреннем совместительстве обязательно наличие отдельного ТД. Это вовсе не означает, что совмещение не нужно оформлять документально, но ТД заключать в данном случае не требуется.
  2. Совместительство – это трудовая деятельность, которая осуществляется работником во время, свободное от основной нагрузки, тогда как совмещение подразумевает работу, выполняемую сотрудником в основное рабочее время.
  3. Совместительство является регулярной работой, а совмещение чаще всего бывает временным дополнением к основной нагрузке.

Оформление внутреннего совместительства

Внутреннее совместительство возможно только при выполнении работы по другой специальности, должности или профессии, отличных от основной работы. Но кроме случаев, предусмотренных законом (например, для медицинских или педагогических работников). При совместительстве очень важно надлежащим образом оформить все необходимые документы. Рассмотрим сначала, как оформить внутреннее совместительство.

Работа по совместительству в обязательном порядке оформляется ТД, содержащим сведения и условия, оговоренные ст. 19 ТК РФ. Также в нем поясняется, какая именно трудовая деятельность выполняется сотрудником по совместительству. По желанию работника информация о работе по совместительству заносится в его трудовую книжку. Это может впоследствии пригодиться, чтобы подтвердить, к примеру, стаж определенной работы при начислении трудовой пенсии.

Не считается совместительством:

  • оплачиваемая работа, выполненная в соответствии с договорами: подряда, оказания возмездных услуг, авторского права и пр.;
  • выполнение работ, за которые предусмотрена повышенная оплата труда, а также установлены надбавки и доплаты.

Трудовые отношения для работника по совместительству могут быть прекращены по причинам, предусмотренным ТК.

Оформление внешнего совместительства

Работник, планирующий работать по совместительству на другом предприятии, должен непременно знать, как оформить внешнее совместительство и что для этого нужно. Работодатель при оформлении на работу внешнего совместителя имеет право потребовать:

  • паспорт;
  • документ об образовании;
  • справку от работодателя по месту основной работы об условиях труда и характере трудовой деятельности, если работа связана с вредным (опасным) производством.

Страховое свидетельство и ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) работодатель может попросить у совместителя для перечисления страховых пенсионных взносов. Другие документы, в том числе военный билет, трудовую книжку работодатель требовать от совместителя не в праве.

Что нужно знать работодателю?

Работа по совместительству – достаточно распространенная ситуация. В связи с этим работодателю необходимо учитывать некоторые моменты и знать, как оформить работника по совместительству так, чтобы потом не пришлось разбираться в бесконечных конфликтах и трудовых спорах.

Итак, работодатель, принимая на работу совместителя, должен руководствоваться следующим:

  1. ТД с совместителем практически не отличается от ТД с основным работником. Обязательным лишь является наличие указания на то, что сотрудник работает в данной организации по совместительству.
  2. На совместителя при приеме на работу издается приказ и заводится личная карточка. В приказе и учетной карточке обязательно делается отметка о совместительстве. Совместителю при приеме на работу требуется подать соответствующее заявление.
  3. До того как оформить сотрудника по совместительству, необходимо ознакомить его (письменно) с правилами внутреннего распорядка и другими документами, регламентирующими его трудовую деятельность.
  4. Суммарная (за месяц) продолжительность отработанного совместителем времени не может составлять более 50% рабочего времени (за этот же период), которая установлена для данной категории работников. Оплата за труд начисляется совместителям так же, как и основным сотрудникам (в зависимости от проработанного времени).
  5. Действие ТД с совместителем прекращается по тем же причинам, которые предусмотрены для основного работника. Здесь имеется один нюанс. ТД с совместителем может быть расторгнут на законных основаниях, если на занимаемую им должность претендует другой работник, для которого этот вид трудовой деятельности может стать основным. Однако, это возможно только в том случае, если с совместителем был заключен ТД на неопределенный срок. В данной ситуации нет иного выхода, кроме как оформить работу по совместительству, заблаговременно заключив срочный договор.
  6. Лица, не достигшие 18-летнего возраста, не могут быть совместителями.
  7. Запрещается увольнение беременной женщины-совместителя.

Необходимо также добавить, что Трудовым кодексом РФ работнику разрешается иметь неограниченное количество мест работы по совместительству. При этом согласие работодателя по месту основной работы не обязательно.

Ещё больше интересного

Как правильно оформить работника по совместительству

Убедившись, что конкретный сотрудник может выполнять работу по совместительству, с ним заключается договор, а также делается отметка в трудовой книжке.

Один из способов преодоления кризиса – это поиск подработки. что позволит повысить доход и обезопасить себя от безденежья. Однако у человека может быть лишь одно основное трудовое место, а все остальные – оформляются совместительством. Это значит, что работа выполняется в свободное время.

И хотя теоретически совместителем можно быть сразу в двух-трёх фирмах, чаще всего подбирается лишь одно дополнительное место. Если Вы ищете работу по совместительству, как оформить правильно – вопрос, который нужно решить правильно.

Правильное оформление отношений:

  1. Трудовой договор. Согласно ст.282 ТК РФ. подписание соглашения между сторонами является обязательным.
  2. Указание на совместительство. Как в договоре, так и в трудовой книжке обязательно должна быть отметка о данном обстоятельстве.
  3. Соблюдение ограничений. В ряде случаев работа по совместительству невозможна (к примеру, если руководителю компании не дано соответствующее разрешение органом, уполномоченным на принятие решения, либо собственником имущества).
  4. Длительность рабочего дня. Согласно ст.284 ТК РФ, она не может быть более 4 часов ежедневно. Но если на основной работе сотрудник отстранён, либо приостановил деятельность до выплаты ему зарплаты, указанные ограничения не действуют.

Следует отметить, что предельная длительность рабочей недели совместителя не может превышать половины нормативного времени, установленного для данных условий труда. Таким образом, для подавляющего большинства соискателей норма – это 80 часов в месяц (20 часов в неделю).

Для трудоустройства необходимы следующие документы:

  1. Удостоверение личности (паспорт, вид на жительство);
  2. Страховое свидетельство (для уплаты отчислений в ПФР);
  3. Подтверждение профильного образования (при его необходимости для выполнения работы);
  4. Справку о трудовых условиях на основной работе;
  5. Сведения о воинском учёте (если лицо подлежит обязательному призыву либо находится на службе).

О начале отношений издаётся приказ по форме Т-1, который должен быть доведён до сведения сотрудника.

Особенности начисления зарплаты

Законодательством установлено, что оплата начисляется согласно условиям договора. Кроме того, подлежат применению все повышающие коэффициенты, предусмотренные применительно к конкретным условиям деятельности (ночное время, праздники и т.д.).

Особенности предоставления отпуска

Ежегодный отпуск совместителям предоставляется одновременно с местом их основного трудоустройства. Если же с момента оформления не прошло 6 месяцев, работодатель обязан отпустить человека на отдых авансом , отказать не имеет права. Если на основной работе отпуск больше, чем на дополнительной, совместитель вправе покрыть разницу за счёт отпуск за свой счёт. Отказ в удовлетворении данной просьбы не предусмотрен.

Дополнительные основания для увольнения

В случае если наниматель подберёт на вакансию постоянного работника, он вправе прекратить трудовые отношения с совместителем. Для этого необходимо уведомление за 2 недели до предполагаемого увольнения. Следует отметить, что вышеуказанное справедливо, если договор между сторонами заключён на неопределённый срок.

При сокращении штатов совместитель, при наличии постоянного места работы, не получает выходное пособие в размере месячного дохода, а также не получает среднемесячный заработок в течение 2 месяцев с даты увольнения. Таким образом, сократить должность значительно проще, чем нередко злоупотребляют наниматели.

В случае увольнения в обязательном порядке предоставляется как зарплата, так и компенсация за неиспользованный отпуск. Если между сторонами возник спор о сумме, работодатель обязан выплатить ту сумму, которую он не оспаривает.

Не допускается совместительство ряда категорий лиц:

  1. Дети, не достигшие 18 лет;
  2. Сотрудники организаций с вредными и опасными условиями;
  3. Водители транспорта (если совместительство предполагает выполнение аналогичных обязанностей);
  4. Охранники и руководители ЧОО;
  5. Государственные служащие (а также судьи, полицейские, прокуроры и т.д.), военнослужащие, ряд категорий служащих Банка России, адвокаты;
  6. Руководители организаций (при отсутствии разрешения уполномоченного органа компании, собственника имущества);
  7. Педагоги, медики, фармацевты, деятели культуры.

Резюме

Таким образом, рассмотренная тема хорошо проработана как теорией, так и практикой, поэтому количество споров и коллизий сведено к минимуму. Разумеется, законодатель не может предусмотреть абсолютно все ситуации, поэтому проблемные вопросы периодически возникают. Рекомендуем соискателям внимательно изучать подписываемые договора и не принимать важные решения без предварительной юридической консультации.

Совет 1: Как оформить на работу внешнего совместителя

  • - документы работника;
  • - документы предприятия;
  • - печать организации;
  • - трудовое законодательство;
  • - бланк приказа по форме Т-1;
  • - бланк заявления о приеме на работу;
  • - штатное расписание;
  • - бланк типового договора.

При приеме на должность внешнего совместителя обязательно наличие заявления. Оно должно быть написано на разработанном делопроизводителем бланке. Работнику следует в содержании заявления высказать свою просьбу о принятии его на должность (указывается ее название) по совместительству. На документе обязательно присутствие подписи сотрудника, даты. Заявление визируется директором. Резолюция состоит из подписи руководителя и даты приема на работу .

Как и с основным работником, с совместителем следует заключить трудовой договор. Его условия должны содержать должность, оклад, надбавки, премии в соответствии с нормами трудового законодательства, которые регламентируют прием на работу по совместительству, а также содержат правила оформления таких трудовых отношений. Как правило, заработная плата совместителя не должна превышать 50% от оклада для категории специалистов, прописанного в штатном расписании. Но работодатель вправе установить и большую оплату, указать это в договоре. Правильнее всего будет оплачивать работусовместителя в соответствии с фактически отработанным временем. Проведите заверку документа печатью компании, подписью директора и принимаемого сотрудника.

Договор с совместителем необходим для составления приказа. Для этого используйте унифицированную форму Т-1. Документ должен содержать название предприятия, город его расположения, номер, дату приема на работу. Темой приказа обозначьте принятие на должность сотрудника, а в содержательной части пропишите персональные данные специалиста, наименование должности, отдела, размер заработной платы в соответствии с заключенным с ним договором.

Заведите личную карточку на работника. Укажите персональные данные сотрудника и другие необходимые сведения (об образовательной деятельности и т.д.). Если специалист пожелает внести запись в трудовую книжку о работе по совместительству, выдайте ему справку на фирменном бланке, копию или выписку из приказа о приеме на должность. Один из перечисленных документов будет являться основанием для того, чтобы кадровик основного места работы сотрудника сделал запись о дополнительной должности.

Совет 2: Как оформить внешнее совместительство

Сейчас некоторые люди пытаются работать не на одной работе, а на нескольких. А почему бы и нет, если время и силы позволяют! Конечно, вы можете работать не по трудовому договору, но согласно кодексу, такие работники являются совместителями, и договор заключать необходимо. Есть внутренние и внешние совместители. Первые – это те, которые трудятся в одной организации, внешние же имеют несколько работодателей.

При устройстве на работу внешним совместителем попросите работника предоставить паспорт, а также диплом (аттестат). Если его основное место связано с вредными, опасными или трудными условиями труда, то необходимо предоставить и справку от того работодателя.

Далее на имя генерального директора (руководителя организации) он должен написать заявление с просьбой принять на работу внешним совместителем.

После этого заключите с ним трудовой договор, он может быть и срочным. Обязательно укажите в документе, что у работника имеется основная работа, и нанимается он не на полную ставку.

Также вы можете составить график работы и приложить его к трудовому договору. Но помните, что внешний совместитель не должен работать более 4 часов в день, а месячная норма рабочего времени не должна превышать половины.

Не забудьте выпустить и приказ (распоряжение) о приеме на работу, в котором пропишите, что сотрудник принимается на неполную ставку.

Записи в трудовую книжку внесите по желанию работника. Укажите порядковый номер сведения, напишите, что принят на работу именно внешним совместителем, укажите номер и дату приказа.

После этого вы должны внести изменения в штатное расписание. Сначала составьте приказ об изменении данного документа, потом уже на основании его переделывайте расписание.

В график отпусков также можно внести коррективы, но учтите, что делать это нужно на основании справки об отпуске на основном рабочем месте. Так как ежегодный положенный отпуск внешнему совместителю дается согласно отпуску на основном месте работы, даже если он не отработал положенных шести месяцев.

Если вам необходимо отправить внешнего совместителя в командировку, то это нужно делать тогда, когда по основному месту работы он свободен. В том случае, если он уезжает в командировку по основной работе, вы не вправе препятствовать.

Источники: http://elhow.ru/rabota/dokumentacija/sostavlenie-i-oformlenie-dokumentacii/kak-oformit-sovmestitelstvo, http://moneymakerfactory.ru/articles/oformit-rabotnika-po-sovmestitelstvu/, http://www.kakprosto.ru/kak-100988-kak-oformit-na-rabotu-vneshnego-sovmestitelya

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения