Главная » Как правильно использовать

Является правильно использовать ресурсы

Лекция 13. ПРОИЗВОДСТВО И СПРОС НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Формирование цен на ресурсы

К объективным факторам, влияющим на формирование цен на ресурсы, относятся:

o денежные доходы - расходы, которые предприниматели несут при приобретении экономических ресурсов, в общем виде выступают как доходы домохозяйств (в виде заработной платы, ренты, процента и прибыли), предлагающих имеющиеся в их распоряжении людские и имущественные ресурсы;

o распределение ресурсов - подобно тому, как цены на продукцию обеспечивают регулирование поступления готовых товаров и услуг между покупателями, так и цены на ресурсы способствуют распределению редких ресурсов среди различных отраслей и фирм;

o минимизация издержек - для фирмы цены на ресурсы являются издержками производства, и, чтобы получить максимум прибыли, она должна производить наиболее выгодную доходную продукцию с наиболее эффективным сочетанием наименее дорогостоящих ресурсов;

o экономическая политика - система целенаправленных мер государства в области управления экономикой, в том числе регулирующая порядок распределения и использования природных и экономических ресурсов общества.

Среди субъективных факторов, воздействующих на формирование цен на ресурсы, известны:

o колебания спроса и предложения на ресурсы;

o воздействие на спрос и предложение на ресурсы политики государства, фирм, профсоюзов и других институциональных факторов.

Экономисты едины в том, что ценообразование и использование экономических ресурсов (факторов производства) являются феноменом спроса и предложения. Они также признают, что на отдельных рынках предложение и спрос на ресурсы могут сильно отклоняться от стандарта. Ситуация усложняется тем, что на рыночные силы воздействует и порой их вытесняет государственная политика, деятельность профсоюзов, практические действия фирм и т.д.

Спрос на ресурсы в условиях совершенной конкуренции. Правило использования ресурсов: MRP = MRC

В условиях чистой конкуренции фирма продает столько своей продукции, сколько она считает необходимым при существующей рыночной цене. Отдельная компания реализует такую незначительную долю общего объема продукции, что это не оказывает никакого влияния на цену товара. Определив эти упрощающие допущения, можно выделить наиболее важный момент: спрос на ресурсы является производным спросом от готовых товаров и услуг, произведенных с помощью данных ресурсов. Ресурсы удовлетворяют потребности их пользователей не прямо, а косвенно, поскольку домохозяйства желают потреблять различные продукты питания или продукты, изготовленные с помощью ресурсов, а не сами ресурсы.

Производный характер спроса на ресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть от:

o производительности ресурса при создании товара;

o рыночной стоимости, или цены, товара, произведенного с помощью данного ресурса.

Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна использовать дополнительные единицы любого данного вида ресурса до тех пор, пока каждая последующая единица дает прирост общего дохода фирмы, а не общих издержек. Величина, на которую каждая дополнительная единица ресурса дает прирост издержек (издержек на ресурсы), называется предельными издержками на ресурсы (MRC).

Итак, для фирмы будет прибыльным применять дополнительные единицы ресурса до той точки, в которой предельный продукт (MRP) данного ресурса равен MRC. Можно согласиться, что данное правило MRP = MRC очень похоже на правило максимизации прибыли MR = МС (предельный доход = предельные издержки) при определении цен и объема продукции. Логическое обоснование обоих правил одно и то же, но теперь акцент делается на затраты на ресурсы, а не на выпуск продукции.

Правила оптимизации использования ресурсов

Любая фирма, приобретая дополнительную единицу ресурса, оценивает, прежде всего, влияние покупки на получаемый доход. Рассмотрим проблему оптимизации использования ресурсов на примере. Предположим, что фирма в коротком периоде использует только один переменный фактор производства — количество работников (L). Чем больше фирма нанимает работников, тем больше выпускается продукции. Прирост продукции в физических единицах, который определяется наймом дополнительного работника, будем называть дополнительным продуктом (Пд).

На конкурентном рынке, как известно, цена единицы продукции задается априори, то есть цена известна покупателю заранее. Спрос же на ресурс будет зависеть от двух факторов: производительности используемого ресурса и цены созданного с его помощью товара.

В таком случае задача управленцев фирмы сводится к тому, чтобы определить оптимальное количество работников с целью максимизации прибыли. При этом допустим, что фирма имеет возможность нанимать от одного до семи работников, выплачивая каждому из них 30 тыс. руб. заработной платы в день. Предположим также, что цена единицы производимой продукции равна 5 тыс. руб. Кроме того, работники отличаются по производительности труда.

Далее будем учитывать действие закона переменной производительности фактора производства, согласно которому производительность дополнительной единицы фактора сначала растет, достигает максимума, а затем снижается. Количество работников на фирме будем обозначать символом L, общее количество производимой работниками продукции — ТП, индивидуальную производительность работника — Пи, а среднюю производительность работника— АП. Данные по этим показателям представлены в таблице 6.1.

Таблица 6.1. Количество работников, общее количество продукции (в шт.),

индивидуальная и средняя производительность

1 2 3 4 5 6 7 L

Рис.6.2. Кривые средней и индивидуальной

доходности работников фирмы

Рис. 6.2 подтверждает оптимальность четырех работников для фирмы. Кроме того, можно сделать вывод о том, что правилом оптимизации количества работников является соблюдение равенства

Оптимум в использовании работников, иначе говоря, достигается тогда, когда приносимый работником фирме доход от реализации произведенной им продукции равен средней доходности. Этоправило№ 1, которое надо соблюдать.

Внимательный читатель, изучив рис. 6.1 и 6.2, легко обнаружит «лук» КЕМ и «лук» АЕМ, которые показывают точки безубыточности работы фирмы. В нашем примере безубыточность фирме обеспечивают комбинации от трех до пяти работников, в остальных же случаях фирма несет убытки.

Правило 6.1 является необходимым условием оптимального использования работников, но, как говорят математики, недостаточным. Мы с вами рассмотрели влияние на прибыльность такого фактора, как производительность работников. Мы сравнили вначале индивидуальную производительность работников со средней, а на этой основе были рассчитаны индивидуальная и средняя доходности работников для фирмы. При этом, однако, нами не учитывался такой фактор прибыльности, как цены на ресурсы, в нашем случае на рабочую силу работника. Дело в том, что от цен на рабочую силу зависят издержки фирмы. В нашем примере, как вы обратили внимание, издержки фирмы составляют затраты, связанные с заработной платой работников. Другие же затраты во внимание не принимались, чтобы не усложнять анализ ситуации. Поэтому, чем выше будет цена рабочей силы на рынке, тем выше станут издержки фирмы, и, соответственно, ниже станет величина прибыли. При какой же цене на рабочую силу имеет смысл нанимать работников? Для ответа на этот вопрос нам надо знать второе правило оптимизации деятельности фирмы.

Второе правило оптимизации состоит в том (рис. 6.2), чтобы заработная плата работника (Зп) не превышала доход, который получает фирма от реализации произведенной им продукции (Rпи). Оно в виде формулы записывается следующим образом:

На этой основе можно сделать и другой вывод: работник, обеспечивающий наибольший средний доход фирме, является предельным работником, как и приносимый им доход. Издержки же, связанные с его наймом, можно назвать предельными.

С учетом сказанного правило оптимизации использования ресурсов 6.2 можно переписать следующим образом:

При несовершенной конкуренции покупатели или продавцы, как известно, влияют на цены. Их увеличение означает и рост издержек фирмы, а, следовательно, уменьшение прибыли, и наоборот.

/ Вопросы на ГОС

Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых издержек.

Параметрические методы ценообразования основаны на учете технико-экономических параметров товаров. К параметрическим методам ценообразования относятся:

1.Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное отделения цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.

2.Метод баллов заключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование балльного метода при определении конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму: отбор основных параметров; начисление баллов по каждому параметру; суммирование баллов по базовому и искомому товару; расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов. Ценовой метод баллов целесообразно применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.).

3.Метод регрессии состоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров качества товара.

Подход к ценообразованию зависит от этапа жизненного цикла изделия, от типа рынка (рынки чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции, чистой монополистической конкуренции), от эластичности спроса по ценам, по доходу.

Вопрос 65. Закон убывающей предельной производительности. Общее правило использования экономических ресурсов.

1. Экономическая деятельность фирмы может быть описана производственной функцией. Она выражает зависимость между объемом получаемой продукции (Q) и количеством ресурсов (F1 ,F2 ,…,Fn) применяемом в производстве за определенное время:Q=f(F1,F2,…,Fn), где

Q- максимальный объем производства при заданных затратах

F1- количество использованного фактораf1

F2- количество использованного фактораf2

Fn- количество использованного фактораfn.

Любая производственная функция обладает рядом свойств. Производственная функция – это модель, отражающая конкретную технологию. Именно от нее зависит, какой вклад вносит каждый ресурс в создание готовой продукции либо каково минимально необходимое количество ресурсов для производства данного объема производства. Производственная функция исходит из взаимодополняемости и взаимозаменяемости ресурсов.

Закон убывающей предельной производительности утверждает, что с ростом использования, какого- либо производственного фактора рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительно и далее абсолютно объемов выпуска продукции. Увеличение использования одного из факторов приводит к последовательному снижению отдачи его применения.

Закон убывающей предельной производительности носит не абсолютный, а относительный характер. Во-первых, он применим лишь на краткосрочном отрезке времени, когда хотя бы один из факторов производства остается неизменным. Во-вторых, технический прогресс постоянно раздвигает его границы.

2. (не уверена) Организуя любое производство, фирма, прежде всего, предъявляет спрос на ресурсы (производственные факторы). При этом спрос может предъявляться на первичные факторы производства (труд, земля, капитал), которые предлагаются домашними хозяйствами или/и на ресурсы, представляющие собой уже произведённый, промежуточный продукт (сталь, бензин, минеральные удобрения и т.п.), предлагаемые одной фирмой другой. Однако на какой бы ресурс ни предъявлялся спрос, он носит производственный характер, т.е. обусловлен спросом на производимый с его помощью конечный продукт. Производный характер спроса на ресурс означает, что он зависит от: - предельной производительности ресурса, измеряемой его предельным продуктом; - цены товара, производимого с помощью данного ресурса. В краткосрочном периоде фирма, стремящаяся максимизировать прибыль, меняет объем использования одного ресурса, оставляя остальные неизменными. Предъявляя спрос на переменный ресурс, фирма руководствуется правилом использования ресурса.

Правило использования ресурса. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна применять такое количество ресурса, при котором предельный продукт ресурса в денежном выражении (MRP) равен предельным издержкам его использования (MRC):MRP=RC. Предельная доходность ресурса. Этот показатель, иначе называемый предельным продуктом ресурса в денежном выражении, характеризует прирост совокупного дохода в результате применения каждой дополнительной единицы вводимого ресурса. Предельный продукт ресурса в денежном выражении равен произведению предельного дохода (MR) на предельный продукт ресурса (MP): MRP=MR*MP. Предельная доходность ресурса зависит от характера рыночной структуры, в которой фирма функционирует как продавец товара. В условиях совершенной конкуренции, когда предельный доход фирмы (MR) равен цене продукта (P), предельный продукт ресурса конкурентной фирмы в денежном выражении равен произведению цены товара на предельный продукт ресурса: MRP=P*MP. Динамика предельной доходности ресурса конкурентной фирмы при условии, что цены - величина постоянная, складывается под влиянием динамики предельного продукта (МР), который в силу действия закона убывающей отдачи имеет тенденцию к снижению. В условиях несовершенной конкуренции динамика предельной доходности ресурса складывается под воздействием двух факторов: динамики предельного продукта и динамики предельного дохода (МR), также имеющего тенденцию к снижению (чтобы продать больше продукции, фирма вынуждена снижать цену). Отсюда следует, что кривая MRP в условиях совершенной конкуренции понижается плавно, а в условиях несовершенной конкуренции имеет более крутой наклон. Предельные издержки ресурса Этот показатель характеризует прирост издержек производства в связи с приобретением дополнительной единицы ресурса, который равен цене ресурса.

Вопрос 66. Государственный бюджет: понятие, функции и роль в экономике страны.

Гос. бюджет является составной частью финансовой системы.

Государственный бюджет – это финансовый план страны, который состоит из 2х частей: доходной и расходной.

Основными статьями доходной системы являются:

доходы от деятельности гос.предприятий

Источники: http://studme.org/1837112113534/ekonomika/proizvodstvo_spros_ekonomicheskie_resursy, http://lektsii.org/3-84193.html, http://www.studfiles.ru/preview/2554949/page:3/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения